Противодействие коррупции
нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
2. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
3. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
4. Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»
5. Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»
6. Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»
7. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"»
8. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"»
9. Указ Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"»
10. Указ Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № 613 "Вопросы противодействия коррупции" (вместе с "Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования")
11. Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы"
12. Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 № 700 «О порядке сообщения работодателем при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы»
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 № 207 "Об утверждении Правил проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей федеральных государственных учреждений, и лицами, замещающими эти должности"
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 № 208 "Об утверждении Правил представления лицом, поступающим на работу на должность руководителя федерального государственного учреждения, а также руководителем федерального государственного учреждения сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей"
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2013 № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения»
15. Постановление Правительства РФ от 9 января 2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» (вместе с «Типовым положением о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации»)
16. Закон Санкт-Петербурга от 14.11.2008 N 674-122 «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге»
17. Закон Санкт-Петербурга от 6.7.2009 N 329-64 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, и государственными гражданскими служащими Санкт-Петербурга сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»
18. Закон Санкт-Петербурга от 20.10.2010 N 504-118 «О мерах по реализации статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции"»
19. Закон Санкт-Петербурга от 12.7.2012 N 371-68 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Санкт-Петербурге, и муниципальными служащими в Санкт-Петербурге, и соблюдения муниципальными служащими в Санкт-Петербурге, и соблюдения муниципальными служащими в Санкт-Петербурге требований к служебному поведению»
20. Закон Санкт-Петербурга от 6.6.2013 N 343-59 «О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных учреждений Санкт-Петербурга, и руководителями государственных учреждений Санкт-Петербурга»
антикоррупционная экспертиза
В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"и статьи 13 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг":
При размещении проекта нормативного правового акта указываются даты начала и окончания приема заключений по результатам антикоррупционной экспертизы. Срок проведения антикоррупционной экспертизы составляет 14 дней.
При размещении проекта административного регламента указывается срок, отведенный для проведения независимой экспертизы.
Данный срок не может быть менее одного месяца со дня размещения проекта административного регламента на официальном сайте МО Адмиралтейский округ в сети Интернет.
Экспертные заключения и заключения независимой экспертизы, поступившие в МО Адмиралтейский округ, подлежат регистрации в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
Не подлежат рассмотрению экспертные заключения:
· подготовленные лицами, не аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
· составленные не по форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации;
· направленные в орган местного самоуправления МО Адмиралтейский округ,
являющийся разработчиком проекта нормативного правового акта, после даты окончания приема экспертных заключений (в случае если экспертное заключение поступило в местную Администрацию МО Адмиралтейский округ по почте, дата его направления определяется по почтовому штемпелю).
Не подлежат рассмотрению заключения независимой экспертизы:
§ подготовленные физическими и юридическими лицами, принимавшими участие в разработке проекта административного регламента, а также организациями, находящимися в ведении МО Адмиралтейский округ;
§ выходящие за рамки предмета независимой экспертизы, установленные в части 7 статьи 13 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
§ направленные после даты окончания срока, отведенного для проведения независимой экспертизы (в случае если заключение независимой экспертизы поступило по почте, дата его направления определяется по почтовому штемпелю).
В случае принятия решения об отказе в рассмотрении экспертного заключения или заключения независимой экспертизы лицу, направившему заключение, не позднее 30 дней после его регистрации, возвращается экспертное заключение или заключение независимой экспертизы с указанием причин отказа.
Не поступление экспертных заключений в орган местного самоуправления МО Адмиралтейский округ, являющийся разработчиком проекта нормативного правового акта, в срок, отведенный для проведения антикоррупционной экспертизы, не является препятствием для представления проекта нормативного правового акта на подписание руководителю этого органа.
Не поступление заключений независимой экспертизы в МО Адмиралтейский округ в срок, отведенный для проведения независимой экспертизы, не является препятствием для проведения экспертизы, указанной в части 12 статьи 13 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и последующего утверждения административного регламента.
Контактные данные для отправки заключений по результатам экспертиз:
1) Почтовый Адрес: 190000, Санкт-Петербург, пр.Декабристов, д.18
2) Телефон/факс: (812) 312-31-83
3) Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Памятка по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов
Проекты Муниципальных правовых актов
методические материалы
формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
обратная связь для сообщений о фактах коррупции
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция – это: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в п. «а», от имени или в интересах юридического лица |
Прежде чем направить обращение, пожалуйста, ознакомьтесь с ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ!
«Нет коррупции!» - специальная линия, состоящая из электронного почтового ящика на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга и выделенной телефонной линии. Функционирование линии обеспечивается в пределах своих полномочий Комитетом по вопросам законности, правопорядка и безопасности.
Специальная линия предназначена для направления гражданами информации о конкретных фактах коррупции.
На специальную линию также можно сообщать информацию о неисполнении (недобросовестном исполнении) служебных обязанностей государственными служащими и муниципальными служащими, работниками государственных (муниципальных) учреждений и предприятий, нарушениях требований к служебному поведению и случаях конфликта интересов, превышении служебных (должностных) полномочий, нарушениях прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, фактах вымогательства со стороны должностных лиц, необоснованных запретах и ограничениях.
О прочих правонарушениях Вы можете сообщить непосредственно главам муниципальных образований, в органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе в администрации районов Санкт-Петербурга, в рамках их компетенции или в правоохранительные органы.
Обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, направляются для дальнейшего рассмотрения в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с последующим уведомлением гражданина о переадресации обращения.
Информации, поступившей на линию «Нет коррупции!», обеспечивается конфиденциальный характер. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Обращения, содержащие оскорбления и угрозы, не рассматриваются.
!!! |
Поступившие сообщения рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации. Сотрудники Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности, уполномоченные рассматривать обращения, не обязаны вступать в переписку с заявителями, в том числе по электронной почте, а также вести телефонные переговоры с заявителями в целях уточнения данных и сведений (фактов), содержащихся в обращениях, за исключением случаев, когда решение вопросов, поставленных в обращениях, непосредственно относится к компетенции Комитета. |
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОЧТОВЫЙ ЯЩИК «НЕТ КОРРУПЦИИ!»
Все сообщения, поступившие на электронный почтовый ящик, рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с частью 3 статьи 7, частью 4 статьи 10 и частью 1 статьи 11 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации»:
— обращение, поступившее в форме электронного документа, принимается к рассмотрению, только если оно содержит фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина, направившего обращение, адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме;
— ответ на обращение, поступившее в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении;
— в случае, если в обращении не указаны фамилия заявителя и почтовый либо электронный адрес для направления ответа, но в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение направляется для рассмотрения в государственный орган в соответствии с его компетенцией, при этом письменный ответ на обращение не дается.
СПЕЦИАЛЬНО ВЫДЕЛЕННАЯ ТЕЛЕФОННАЯ ЛИНИЯ «НЕТ КОРРУПЦИИ!»
ТЕЛ.: 576-77-65
Телефонная линия функционирует в режиме автоответчика с 9-00 до 18-00 по рабочим дням.
Продолжительность сообщения — до 8 минут.
Данная линия не является «телефоном доверия» и предназначена только для приема сообщений, содержащих факты коррупционных проявлений согласно определению коррупции.
Поступившие сообщения, удовлетворяющие указанным требованиям, обрабатываются и затем рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке обращений граждан Российской Федерации».
доклады, отчеты, обзоры, статистическая информация
ДОКЛАД
Главного специалиста по правовым и бюджетным вопросам местной Администрации муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ на Комиссии по вопросам обеспечения правопорядка и профилактики правонарушений Адмиралтейского района Санкт-Петербурга 29.11.2013 по вопросу «О ходе работы по реализации антикоррупционной политики в муниципальном образовании муниципальный округ Адмиралтейский округ»
Уважаемые коллеги!
В соответствии с Распоряжением местной Администрации от 30.05.2011 года № 41 «Об определении должностных лиц по профилактике коррупционных и иных правонарушений» (Распоряжение местной Администрации МО Адмиралтейский округ от 28.03.2014 года № 25 «О мерах по профилактике коррупционных и иных правонарушений в муниципальном образовании муниципальный округ Адмиралтейский округ») я, как главный специалист по правовым и бюджетным вопросам являюсь основным должностным лицом местной Администрации МО Адмиралтейский округ ответственным за реализацию антикоррупционной политики в муниципальном образовании муниципальный округ Адмиралтейский округ.
В рамках работы по реализации антикоррупционной политики в муниципальном образовании муниципальный округ Адмиралтейский округ в 2013 году можно отметить следующее:
1. За истекший период 2013 года заседаний Комиссий по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не проводилось в связи с отсутствием оснований для их проведения. Уведомлений муниципальными служащими Муниципального Совета и местной Администрации МО Адмиралтейский округ о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений не поступало.
2. В соответствии с муниципальной целевой программой «Противодействие коррупции в органах местного самоуправления МО Адмиралтейский округ» на 2013 год совместно со специалистом, ответственным за ведение кадровой работы:
1) 22.03.2013 года проведено рабочее совещание с муниципальными служащими местной Администрации и Муниципального Совета МО Адмиралтейский округ, а также работниками муниципальных учреждений посвященное:
1. рассмотрению правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными нормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействий) органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
2. формированию негативного отношения муниципальных служащих и должностных лиц МО Адмиралтейский округ к дарению подарков в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;
3. доведению до лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы положений законодательства РФ о противодействии коррупции, в том числе об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве в виде штрафов, кратных сумме коммерческого подкупа или взятки, об увольнении в связи с утратой доверия, о порядке проверки сведений, представляемых указанными лицами в соответствии с законодательством РФ о противодействии коррупции;
4. осуществлению комплекса организационных и разъяснительных мер по недопущению лицами, замещающими муниципальные должности и муниципальными служащими поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки;
2) 15.04.2013 проведено рабочее совещание с муниципальными служащими местной Администрации и Муниципального Совета МО Адмиралтейский округ, а также работниками муниципальных учреждений посвященное:
А) рассмотрению вопросов связанных с правильностью подачи и заполнения муниципальными служащими сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
Б) разъяснению порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) об обращении к муниципальным служащим в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (в соответствии с Постановлением местной Администрации МО Адмиралтейский округ от 20.07.2011 года № 66 «Об утверждении Положения «О порядке уведомления муниципальными служащими местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Адмиралтейский округ о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки сведений» содержащихся в них» и Решением Муниципального Совета МО Адмиралтейский округ 29.09.2011 года № 22 «Об утверждении Положения «О порядке уведомления муниципальными служащими Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Адмиралтейский округ о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений»;
3) Разработана и размножена для служебного пользования Памятка по урегулированию конфликта интересов.
3. В 2013 году в соответствии с методическими рекомендациями Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга проведено внедрение в работу 13 административных регламентов предоставления государственных услуг в сфере опеки и попечительства (Постановления местной Администрации МО Адмиралтейский округ от 05.02.2013 года №№ 12-24) в дополнение к ранее действовавшим 8 административным регламентам предоставления муниципальных услуг.
Заключены соглашения о взаимодействии (в том числе электронном) с СПб ГКУ «МФЦ» и ГАТИ, подключен специальный канал связи и оборудовано автоматизированное рабочее место для взаимодействия в Межведомственной автоматизированной информационной системе «Обеспечение деятельности многофункционального центра предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге и предоставления государственных услуг через портал государственных услуг в Санкт-Петербурге» (МАИС МФЦ).
4. Все проекты муниципальных нормативных правовых актов и сами муниципальные нормативные правовые акты регулярно направляются в прокуратуру Адмиралтейского района Санкт-Петербурга для проведения антикоррупционной экспертизы.
За истекший период 2013 года органами Прокуратуры в ходе проведения антикоррупционной экспертизы в 2 муниципальных нормативных правовых актах были выявлены коррупциогенные факторы. В результате коррупциогенные факторы были устранены.
25.10.2013 года был подписан Протокол совместного совещания руководителей органов местного самоуправления Адмиралтейского района и прокуратуры Адмиралтейского района Санкт-Петербурга целью которого являются повышение эффективности и оптимизации сложившихся форм взаимодействия, а также обеспечение единообразного подхода к организации информационного обмена.
5. В 2013 году был полностью обновлен и приведен в соответствие с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" официальный сайт муниципального образования. Проверка официального сайта МО Адмиралтейский округ прокуратурой Адмиралтейского района не выявила нарушений требований указанного закона.
На официальном сайте МО Адмиралтейский округ в сети Интернет создан специальный раздел «Противодействие коррупции» в котором размещаются муниципальные правовые акты, направленные на противодействие коррупции в органах местного самоуправления МО Адмиралтейский округ. Большинство данных актов также опубликованы в официальном печатном издании муниципального образования – газете «Адмиралтейский Вестник» и распространены среди жителей округа.
Также на официальном сайте муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ в сети Интернет в разделе «Противодействие коррупции» размещаются сведения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и о принятых ими решениях в соответствии с в соответствии с Едиными требованиями к размещению и наполнению подразделов официальных сайтов федеральных государственных органов, посвященных вопросам противодействия коррупции, подготовленных Министерством труда и социальной защиты РФ 26.11.2012.
Размещаются также и сведения о доходах муниципальных служащих, Главы муниципального образования и руководителей муниципальных учреждений и членов их семей в установленном действующим законодательством порядке.
В соответствии с решением заседания Межведомственного совета по противодействию коррупции в органах государственной власти от 14.02.2013 года и письмом Комитета по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления исх. № 08-07-02-261/13-0 от 26.03.2013 на официальном сайте размещена информация о порядке работы специальной линии «Нет коррупции!».
В разделе «Информация о кадровом обеспечении» размещается информация о порядке поступления граждан на муниципальную службу, сведения о вакантных должностях муниципальной службы и о результатах конкурсов на замещение этих должностей.
6. В соответствии с Соглашением от 12.12.2012 года о передаче полномочий об осуществлении внешнего муниципального финансового контроля с Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга проведена проверка отчета об исполнении местного бюджета за 2012 год и в настоящее время проводится проверка проекта Решения Муниципального Совета «Об утверждении бюджета МО Адмиралтейский округ на 2014 год».
7. Органы местного самоуправления МО Адмиралтейский округ совместно с правоохранительными органами Адмиралтейского района проводят следующие мероприятия в рамках которых рассматриваются вопросы борьбы с коррупцией:
1) Отчеты участковых уполномоченных отделов полиции, находящихся на территории муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ, перед жителями муниципального образования;
2) Встречи сотрудников прокуратуры Адмиралтейского района с жителями муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ;
8. В 2013 году муниципальные служащие, ответственные за работу по противодействию коррупции не проходили профессиональную подготовку и повышение квалификации. Вместе с тем в настоящее время муниципальные служащие входящие в состав комиссии по муниципальному заказу поочередно проходят обучение по теме «Реализация Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"».
9. В 2013 году была проведена работа по изучению изменений в действующем законодательстве Российской Федерации и Санкт-Петербурга в сфере противодействия коррупции и приведению в соответствие с этими изменениями муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ.
Перечислю основные изменения законодательства за истекший период 2013 года:
1) Вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 N 231-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
2) Вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера";
3) Был принят Указ Президента РФ от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции" (вместе с "Порядком размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования");
4) Вступил в силу Закон Санкт-Петербурга от 10.07.2013 N 450-77 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге" которым был утвержден перечень муниципальных служащих в отношении которых осуществляется контроль за соответствием расходов лиц, замещающих должности муниципальной службы, расходов их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей общему доходу данных лиц и их супруг (супругов) в соответствии с Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
5) Принято Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 года № 829 «О Плане противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 годы».
За истекший период 2013 года в муниципальном образовании муниципальный округ Адмиралтейский округ с целью приведения в соответствие с действующим законодательством были приняты 17 муниципальных актов из них: Решения Муниципального Совета – 6, Постановления и Распоряжения местной Администрации – 9, Постановления и Распоряжения Главы МО Адмиралтейский округ – 2;
А именно:
1) 27.02.2013 года принято Распоряжение местной Администрации МО Адмиралтейский округ № 5 «Об утверждении Порядка передачи подарков, полученных муниципальными служащими местной Администрации муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями»;
2) В соответствии с изменениями в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" внесенными Федеральным законом от 29.12.2012 № 280-ФЗ приняты Постановления местной Администрации МО Адмиралтейский округ от 27 февраля 2013 года № 25 «Об исполнении лицами, поступающими на работу на должность руководителя муниципального учреждения, и руководителями муниципальных учреждений требований части четвертой статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации»» и от 27 февраля 2013 года № 26 «Об утверждении Положения «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых лицами, поступающими на работу на должность руководителя муниципального учреждения, и руководителями муниципальных учреждений»» в соответствии с которыми лицо, поступающее на работу на должность руководителя муниципального учреждения, а также руководитель муниципального учреждения обязаны представлять работодателю в письменной и электронной форме сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
3) Принято Постановление местной Администрации МО Адмиралтейский округ от 30 января 2013 года № 8 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в местной Администрации МО Адмиралтейский округ, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также сведения о своих расходах, о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Данным Постановлением конкретизирован перечень должностей муниципальной службы местной Администрации МО Адмиралтейский округ в целях реализации статьи 8 и статьи 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и раздела III Указа Президента Российской Федерации № 557 от 18.05.2009 года «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
4) В соответствии с модельным актом направленным заместителем прокурора Адмиралтейского района от 28.06.2013 года Исх. № МА-8-2013 были приняты:
А) Постановление местной Администрации МО Адмиралтейский округ от 17.07.2013 года № 72 «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих в местной Администрации муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ должности муниципальной службы, и членов их семей на официальном сайте муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ и предоставления этих сведений для опубликования средствам массовой информации»;
Б) Решение Муниципального Совета МО Адмиралтейский округ от 02.10.2013 года № 13 «Об утверждении Порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих в Муниципальном Совете муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ должности муниципальной службы, и членов их семей на официальном сайте муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ и предоставления этих сведений для опубликования средствам массовой информации»;
4) В связи с требованиями статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также в соответствии с Письмом ФТС РФ от 11.10.2010 № 10-96/49399 "О методических рекомендациях" приняты:
А) Решение Муниципального Совета МО Адмиралтейский округ от 02.10.2013 года № 14 «Об утверждении Положения «О порядке уведомления муниципальными служащими Муниципального Совета МО Адмиралтейский округ о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений» в новой редакции»
Б) Постановление местной Администрации МО Адмиралтейский округ от 04.10.2013 года № 90 «Об утверждении Положения «О порядке уведомления муниципальными служащими местной Администрации муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организации проверки содержащихся в них сведений» в новой редакции»;
5) В соответствии с Положениями статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» принято Решение Муниципального Совета МО Адмиралтейский округ от 02.10.2013 года № 15 «О представлении лицами, замещающими муниципальные должности в Муниципальном Совете муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ на постоянной основе, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей», в соответствии с которым Глава МО Адмиралтейский округ обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей;
6) В целях реализации положений Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" принято Решение Муниципального Совета МО Адмиралтейский округ от 02.10.2013 года № 16 «О представлении лицами, замещающими муниципальные должности в Муниципальном Совете муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ на постоянной основе, сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей», которое утвердило случаи и порядок предоставления сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей Главой МО Адмиралтейский округ;
7) В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», а также приняв за основу модельный муниципальный правовой акт, подготовленный Комитетом по работе с исполнительными органами государственной власти и взаимодействию с органами местного самоуправления Администрации Губернатора Санкт-Петербурга принято Постановление Главы МО Адмиралтейский округ от 04.10.2013 года № 5 «Об утверждении Положения «О проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Главы муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ»;
8) В связи со вступлением в силу Закона Санкт-Петербурга от 12.07.2012 № 371-68 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы в Санкт-Петербурге, и муниципальными служащими в Санкт-Петербурге, и соблюдения муниципальными служащими в Санкт-Петербурге требований к служебному поведению" приняты:
А) Распоряжение Главы МО Адмиралтейский округ от 04.10.2013 года № 40 «О признании утратившим силу Распоряжения Главы МО Адмиралтейский округ от 20.04.2012 года № 18 «Об утверждении Положения «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению» в новой редакции»;
Б) Распоряжение местной Администрации МО Адмиралтейский округ от 04.10.2013 года № 77 «О признании утратившим силу Распоряжения местной Администрации МО Адмиралтейский округ от 20.04.2012 года № 25 «Об утверждении Положения «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению» в новой редакции» в соответствии с которыми признаны утратившими силу Положения «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, и муниципальными служащими, и соблюдения муниципальными служащими требований к служебному поведению» в местной Администрации и Муниципальном Совете;
9) В целях реализации статьи 14.1 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и статьи 8-1 Закона Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 "О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге" приняты:
А) Решение Муниципального Совета МО Адмиралтейский округ от 16.10.2013 года № 19 «Об утверждении Положения «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Муниципального совета муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ и урегулированию конфликта интересов» в новой редакции»;
Б) Решение Муниципального Совета МО Адмиралтейский округ от 16.10.2013 года № 20 «Об утверждении Положения «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих местной Администрации муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ и урегулированию конфликта интересов»», в соответствии с которым местной Администрации рекомендовано признать утратившим силу ранее действовавшее Положение о комиссии, утвержденное Постановлением местной Администрации МО Адмиралтейский округ от 28.09.2011 года № 92 в связи с тем, что положения статьи 8-1 Закона Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 четко регламентируют, что «Положение о комиссии по урегулированию конфликта интересов утверждается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования»;
В составы обоих комиссий приглашены независимые эксперты по вопросам связанным с муниципальной службой.
10) В соответствии с изменениями в Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" внесенными Федеральными законами от 03.12.2012 № 231-ФЗ и от 29.12.2012 № 280-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2013 года, а также с положениями Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 года и внесении изменений в некоторые акты президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции», а также с учетом пункта III письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.03.2013 г. №18-2/10/2-1490 «Комплекс мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих к противодействию коррупции» были приняты Постановления местной Администрации муниципального образования муниципальный округ Адмиралтейский округ от 30.01.2013 года № 7 и от 20.05.2013 года № 55 «О внесении изменений в Постановление местной Администрации МО Адмиралтейский округ от 22.11.2012 года № 93» в результате которых целевая программа была дополнена следующими разделами:
А) «Обеспечение доступа граждан и организаций к информации о деятельности местной Администрации МО Адмиралтейский округ»;
Б) «Привлечение муниципальных служащих к участию в обсуждении и разработке нормативных правовых актов по вопросам противодействия коррупции»;
В) «Активизация участия муниципальных служащих в работе структурных подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а также комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, аттестационных комиссий»;
Г) «Стимулирование муниципальных служащих к предоставлению информации об известных им случаях коррупционных правонарушений, нарушений требований к служебному поведению, ситуациях конфликта интересов»;
Д) «Просвещение муниципальных служащих по антикоррупционной тематике и методическое обеспечение профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих».
В результате двух изменений в 2013 году объем Перечня мероприятий муниципальной целевой программы «Противодействие коррупции в органах местного самоуправления МО Адмиралтейский округ» на 2013 год» увеличился с 3 до 9 листов формата А4, что вполне наглядно характеризует повышенное внимание к данной проблеме.
4. Запланировано:
1) Провести проверку на соответствие муниципальной целевой программы «Противодействие коррупции в органах местного самоуправления МО Адмиралтейский округ» на соответствие Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 29.10.2013 года № 829 «О Плане противодействия коррупции в Санкт-Петербурге на 2014-2015 годы»;
2) Утвердить на заседании Муниципального Совета МО Адмиралтейский округ Положение «О порядке организации независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов и независимой экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг в муниципальном образовании муниципальный округ Адмиралтейский округ» в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
3) В связи со вступлением в силу Закона Санкт-Петербурга от 10.07.2013 № 450-77 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге" утвердить в новой редакции Перечни должностей муниципальной службы в местной Администрации и Муниципальном Совете МО Адмиралтейский округ, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, исключив из этих перечней положения о предоставлении сведений о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
4) В целях реализации требований пункта 4 Указа Президента РФ от 21.07.2010 года № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции"», а также в соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 25.12. 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Законом Санкт-Петербурга от 20.10.2010 года № 504-118 "О мерах по реализации статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" утвердить в новой редакции Постановления Главы МО Адмиралтейский округ и местной Администрации «О мерах по реализации статьи 12 Федерального закона "О противодействии коррупции"» в связи с изменением формулировок в вышеуказанных нормативных правовых актах.
5) Подготовить и размножить новый вариант Памятки по урегулированию конфликта интересов в связи с внесением изменений в большинство приведенных в ней муниципальных правовых актов.
Главный специалист по правовым и бюджетным вопросам
местной Администрации муниципального образования
муниципальный округ Адмиралтейский округ О.И. Базан
Обзор рекомендаций по осуществлению комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению должностными лицами поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки
I. Международные документы и действующее законодательство Российской Федерации в области противодействия коррупции, криминализации обещания дачи взятки или получения взятки, предложения дачи взятки или получения взятки.
Российская Федерация реализует принятые обязательства во исполнение конвенций Организации Объединенных Наций, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, рекомендаций Совета Европы и других международных организаций. Сложившиеся на международном уровне антикоррупционные стандарты государственного управления распространяются на различные сферы правового регулирования, одной из которых является ответственность за коррупционные правонарушения.
Анализ международного опыта показывает, что на сегодняшний день широкое распространение получил подход, в соответствии с которым меры уголовной ответственности применяются не только за получение и дачу взятки, но и за обещание и предложение взятки, а также за просьбу о даче взятки и согласие ее принять. Соответствующие положения закреплены в «антикоррупционных» конвенциях и национальном законодательстве ряда зарубежных стран.
В соответствии со статьей 3 Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., вступившей в силу для Российской Федерации с 1 февраля 2007 г., Россия взяла на себя обязательство признать в качестве уголовного правонарушения прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение какими-либо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещание такого преимущества, с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.
Изменения, направленные на решение концептуальных проблем в области борьбы с коррупцией, были внесены в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральным законом от 4 мая 2011г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (далее - Федеральный закон № 97-ФЗ).
Вступившие в силу 17 мая 2011 г. изменения, внесенные в Уголовный кодекс Российской Федераций (далее - УК РФ), предусматривают, что за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве устанавливаются штрафы в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не более 500 миллионов рублей, что является основным видом санкции за преступления коррупционной направленности.
Также УК РФ дополнен нормой, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ), Расширено содержание предмета коммерческого подкупа и взятки за счет «предоставления иных имущественных прав». Кроме того, статьи 204, 290, 291 УК РФ дополнены новыми отягчающими обстоятельствами, в большей мере дифференцирована ответственность в зависимости от размера взятки. Сумма взятки, как правило, пропорциональна значимости используемых полномочий и характеру принимаемого решения,
Изменения в примечании к статье 291 УК РФ расширили перечень обстоятельств, требующих освобождения взяткодателей от уголовной ответственности. Лицо может быть освобождено от ответственности, «если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления».
Введена новая статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Помимо непосредственной передачи взятки посредничество может представлять собой способствование достижению соглашения между взяткодателем и (или) взяткополучателем либо в реализации такого соглашения.
В части 5 статьи 291.1 УК РФ установлена ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Санкции предусмотренные частями первой и пятой статьи 291.1 УК РФ, показывают, что обещание взятки или предложение посредничества во взяточничестве законодательством признаются более опасными, нежели собственно посредничество.
Для повышения эффективности административной ответственности, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
Так, в частности, Федеральным законом № 97-Ф3 введена статья 19.28 КоАП РФ, устанавливающая административную ответственность за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, является неприемлемым для государственного (муниципального) служащего, поскольку заставляет усомниться в его объективности и добросовестности, наносит ущерб репутации системы государственного и муниципального управления в целом.
Для предупреждения подобных негативных последствий лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной службы, должности муниципальной службы, должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее – служащие и работники), следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятка либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции определена приоритетность мер по ее профилактике.
Особая роль в организации работы по данному направлению отводится подразделениям или должностным лицам, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений в органах государственной власти, местного самоуправления и организациях. В целях методической поддержки их деятельности подготовлен комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению служащими и работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки (далее - комплекс мер).
Мероприятия, включенные в комплекс мер, рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:
1). информирование служащих и работников об установленных действующим законодательством Российской Федерации уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица разъяснение служащим и работникам порядка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности об уведомлении представителя нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
2). закрепление в локальных правовых актах этических норм поведения служащих и работников, процедур и форм соблюдения служащими и работниками ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии коррупции;
3). обеспечение открытости деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и иных организаций, включая внедрение мер общественного контроля;
Основными задачами осуществления комплекса мер являются:
а). формирование в органе государственной власти, местного самоуправления, государственном внебюджетном фонде, организации негативного отношения к поведению служащих, работников, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки;
б). организация исполнения нормативных правовых актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;
в). обеспечение выполнения служащими, работниками, юридическими и физическими лицами норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
II. Комплекс организационных, разъяснительных и иных мер по недопущению поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
1.Информирование служащих и работников об установленныхдействующим законодательством Российской Федерации уголовнойответственности за получение и дачу взятки и мерах административнойответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
Реализацию данного направления рекомендуется осуществлять посредством:
- проведения серии учебно-практических семинаров (тренингов);
- разработки методических рекомендаций и информационных памяток об уголовной ответственности за получение и дачу взятки и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.
l.l. В рамках серии учебно-практических семинаров является целесообразным рассмотрение следующих вопросов.
1). Понятие взятки.
Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что в соответствии с действующим законодательством предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 6«О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (далее – Постановление Пленума ВС РФ №6).
2). Понятие незаконного вознаграждения.
Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что помимо понятия взятка в действующем российском законодательстве используется такое понятие как «незаконное вознаграждение от имени юридического лица».
В соответствии со статьей 19.28 КоАП РФ под незаконным вознаграждением от имени юридического лица понимаются незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
За совершение подобных действий к юридическому лицу применяются меры административной ответственности вплоть до штрафа в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.
3). Понятие покушения на получение взятки.
Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся получить предмет взятки или подкупа, содеянное следует квалифицировать как покушение на получение взятки или незаконно .вознаграждение при коммерческом подкупе (пункт 11 Постановления Пленума ВС РФ № 6).
4). Участие родственников в получении взятки.
Необходимо указать, что, если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки.
5). Понятие вымогательства взятки.
Необходимо обратить внимание служащих и работников на то, что под вымогательством взятки понимается требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ № 6).
1.2. Также необходимо обеспечить усиление информационной (просветительской) работы органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и организаций по ключевым вопросам обозначенного направления.
Так, в частности, предлагается подготовить памятки для служащих и работников по следующим вопросам:
1). уголовная ответственность за получение и дачу взятки, в которой изложить вопросы применения мер уголовной ответственности за получение и дачу взятки;
2). сборник положений нормативных правовых актов, регулирующих вопросы применения ответственности за получение и дачу взятки и незаконного вознаграждения, в том числе: статьи 290, 291, 291.1 УК РФ; статья 19.28 КоАП РФ; пункты 9,11,15 Постановления Пленума ВС РФ № 6.
Памятки представляется целесообразным сформулировать на основе типовых жизненных ситуаций. Они должны быть краткими, написанными доступным языком без использования сложных юридических терминов. Также в памятки необходимо включить сведения для правильной оценки соответствующей жизненной ситуации (например, разъяснять, что понимается под взяткой), порядок действий в данной ситуации, ссылки на соответствующие положения нормативных правовых актов.
2.Разъяснение служащим и работникам порядка соблюденияограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, обязанности об уведомлении представителя нанимателя(работодателя) об обращениях в, целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, иных обязанностей. установленных в целяхпротиводействия коррупции.
Обеспечение информирования служащих и работников об установленных действующим законодательством о противодействии коррупции ограничениях, запретах, обязанностях и принципах служебного поведения целесообразно осуществлять применяя следующие меры.
2.1. В рамках учебных семинаров (бесед, лекций, практических занятий) следует разъяснять процедуры и формы соблюдения требований к служебному поведению, а также этические нормы поведения, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (трудовых) обязанностей.
В части организации семинаров (бесед, лекций, практических занятий) необходимо рассмотреть следующие вопросы.
1). Порядок уведомления служащего и работника о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения.
В ходе семинара, требуется:
а). обратить внимание служащих и работников на то, что уведомление представителя нанимателя (работодателя) о склонении к коррупционным правонарушениям является их обязанностью;
б). указать служащим и работникам на то, что уведомление обо всех ситуациях склонения к коррупционным правонарушениям может привести к сокращению числа случаев предложения и дачи взятки, т.к. позволяет выявить недобросовестных представителей организаций и иных граждан, взаимодействующих с органом государственной власти, местного самоуправления, государственным внебюджетным фондом или организацией;
в). разъяснить порядок направления и рассмотрения уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям, утвержденный органом государственной власти, местного самоуправления, организацией.
2). Порядок урегулирования конфликта интересов.
В ходе семинара, необходимо:
а). указать служащим и работникам на то, что в целом ряде случаев совершение ими определенных действий не только приводит к возникновению конфликта интересов, но и может восприниматься окружающими как согласие принять взятку. Речь идет, в том числе, о следующих ситуациях:
- служащий или работник ведет переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) указанных лиц;
- родственники служащего или работника устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду его из решений или действий (бездействия);
- родственники служащего или работника соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.;
б). напомнить служащим и работникам, что письменное информирование представителя нанимателя (работодателя) о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, является их обязанностью;
в). обсудить со служащими и работниками типовые ситуации конфликта интересов и порядок уведомления о возникновении личной заинтересованности.
3). Действия и высказывания, которые могут быть восприняты окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
В ходе семинара является целесообразным:
а). обсудить со служащими и работниками слова, выражения и жесты, которые могут быть восприняты окружающими как просьба (намек) о даче взятки и указать на необходимость воздерживаться от употребления подобных выражений при взаимодействии с гражданами.
К числу таких выражений относятся, например: «вопрос решить трудно, но можно», «спасибо на хлеб не намажешь», «договоримся», «нужны более веские аргументы», «нужно обсудить параметры», «ну что делать будем?» и т.д.
б). указать служащим и работникам на то, что обсуждение определенных тем с представителями организаций и гражданами, особенно с теми из них, чья выгода зависит от решений и действий служащих и работников, может восприниматься как просьба о даче взятки.
К числу таких тем относятся, например:
- низкий уровень заработной платы служащего, работника и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
- желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
- отсутствие работы у родственников служащего, работника;
- необходимость поступления детей служащего, работника в образовательные учреждения и т.д.
в). указать служащим и работникам, что определенные исходящие от них предложения, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от их решений и действий, могут восприниматься как просьба о даче взятки.
Это возможно даже в том случае, когда такие предложения продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой служащего, работника.
К числу таких предложений относятся, например, предложения:
- предоставить служащему, работнику и (или) его родственникам скидку;
- воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;
- внести деньги в конкретный благотворительный фонд;
- поддержать конкретную спортивную команду и т.д.
г). разъяснить служащим и работникам, что совершение ими определенных действий может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки.
К числу таких действий, например, относятся:
- регулярное получение подарков, даже стоимостью менее 3 000 рублей (если речь идет не о государственном гражданском служащем);
- посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего или работника.
2.2.Действенной мерой по данному направлению также может стать подготовка и распространение среди служащих и работников памяток и иных методических материалов, содержащих разъяснения по ключевым вопросам, к которым в частности, следует отнести:
1). Уведомление о склонении к коррупции.
В памятке следует писать порядок действий служащего или работника при склонении его к коррупционным правонарушениям;
2). О типовых случаях конфликтов интересов и порядке их урегулирования;
3). Поведение, которое может быть воспринято как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
В памятку следует включить описание выражений, тем для разговора, предложений и действий, указанных в подпункте 3 раздела 2 настоящего комплекса мер.
3.Закрепление в локальных правовых актах этических норм поведенияслужащих и работников, процедур и форм соблюдения служащими иработниками ограничений, запретов и обязанностей, установленныхзаконодательством о противодействии коррупции.
При организации мероприятий по обозначенному направлению следует обратить внимание на необходимость своевременной регламентации локальными правовыми актами процедур и форм соблюдения служащими и работниками требований к служебному поведению.
На начальном этапе разработки акта рекомендуется обеспечить информирование служащих, работников о возможности участия в его подготовке. Обсуждение полученных замечаний и предложений служащих, работников по проекту локального правового акта при необходимости следует проводить в рамках рабочих встреч со служащими, работниками.
В отношении принятых локальных правовых актов рекомендуется не реже одного раза в год проводить обсуждения практики их применения. В ходе встречи предлагается обсуждать прежде всего, те трудности, с которыми служащие и работники сталкиваются на практике при реализации тех или иных положений правовых актов (представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; определение наличия личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов и т.д.). По итогам указанных обсуждений следует актуализировать положений локальных правовых актов.
К вопросам, которые необходимо регламентировать локальными правовыми актами, в частности следует отнести вопрос о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах склонения к коррупционным правонарушениям.
При разработке акта о порядке уведомления о фактах склонения служащего или работника к совершению коррупционного правонарушения следует уделить особое внимание механизмам защиты заявителей. Наличие эффективных механизмов защиты будет стимулировать служащих и работников не только отказываться от предложений взятки, но и сообщать о лицах, ее предложивших.
В связи с этим необходимо:
- закрепить требования о конфиденциальности информации о личности заявителя;
- установить режим доступа к журналу входящей корреспонденции, данным содержащего, работника, позволяющим идентифицировать личность заявителя;
- включить в этический кодекс органа государственной власти, местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда и организации положение о том, что служащие и работники должны воздерживаться от поведения (высказываний, жестов, действий), которое может быть воспринято окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
4.Обеспечение открытости деятельности органов государственнойвласти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и иных организаций, включая внедрение мер общественного контроля.
В число мер по реализации данного направления необходимо включить следующие.
Разместить в местах предоставления государственных услуг и в иных служебных помещениях, где на регулярной основе осуществляется взаимодействие служащих, работников с гражданами и организациями, объявления (плакаты), указывающие на то, что:
- дача взятки должностному лицу наказывается лишением свободы.
- предложение должностному лицу денег или имущества, а также выгод или услуг имущественного характера могут быть истолкованы как покушение на дачу взятки;
- служащему, работнику запрещается принимать подарки в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей вне зависимости от стоимости подарка.
Разместить на официальном сайте органа государственной власти, местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда и организации, распространить в электронной и в печатной форме памятки и иные методические материалы для служащих и работников.
Обеспечить возможности для граждан и организаций беспрепятственно направлять своя обращения в орган государственной власти, местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд и организацию (информация о работе «горячей линии», «телефона доверия», отправке почтовых сообщений, форма направления сообщений граждан и организаций через официальный сайт). Обращение гражданина может быть составлено в виде электронного документа и подписано электронной подписью.
Оборудовать места предоставления государственных услуг средствами, позволяющими избежать проявлений служащими и работниками поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
Муниципальная власть в Санкт-Петербурге
Со статистической информацией по вопросам противодействия коррупции можно ознакомиться на портале "Муниципальная власть в Санкт-Петербурге" в разделе "противодействие коррупции" .
часто задаваемые вопросы
Какие действия можно назвать «коррупцией»?
Частью 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ установлено, что коррупция - это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
Что такое "противодействие коррупции"?
Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Какие государственные органы наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?
Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений (преступлений) и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы.
Что может выступать предметом взятки?
Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)
Какие действия можно считать вымогательством взятки?
Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)
Может ли быть привлечён к уголовной ответственности посредник во взяточничестве?
Да, может.
Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 Уголовного кодекса РФ.
Каков уровень ответственности лица, сообщившего о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?
Лицо, сообщившее заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию может быть привлечено к уголовной ответственности по статье 129 «Клевета» Уголовного кодекса РФ.
В каких случаях взяткодатель может быть освобождён от уголовной ответственности?
Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. (Примечание к ст. 291 Уголовного кодекса РФ).
Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?
Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.
Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.
Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.
Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)
Контакты
Органы местного самоуправления
Глава Муниципального образования Муниципальный совет Местная администрация Ревизионная комиссия Избирательная комиссия
190000, Санкт-Петербург, ул.Декабристов, д.18.
(812) 312-31-83
admiralokrug.ru
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
(812) 309-39-74 (105)